"У нас нет ни Западной России, ни тем более Западного Татарстана"
15 марта 2005 года

Это было необычайно короткое заседание: оно закончилось еще до обеда. И хотя проблема обеда у парламентариев определенно существует (учитывая состояние казанских дорог, за часовой перерыв с обедом на стороне не управиться, а госсоветовская столовая не действует), сессия вышла короткой вовсе не из-за физического голода депутатов. Голод был информационный: не хватало пунктов в повестке дня, ведь на этот месяц запланировано два (вместо одного) заседания. Это чтобы Госсовет мог без малейшего промедления одобрить предложение Владимира Путина об утверждении Минтимера Шаймиева президентом Татарстана на новый срок - поступление такого предложения ждут со дня на день, но пока еще не дождались.

Вчера как раз обсуждали связанное с этим изменение Конституции РТ. Ведь в ней говорится, что президента республики избирает народ, и вот это-то не актуальное ныне напоминание о временах разгула демократии требовалось изгладить из текста Основного закона. Абсолютное большинство депутатов одобрило соответствующие поправки во втором чтении.

Не обошлось, правда, без попыток довести этот конституционный процесс до логического завершения. Депутат Роберт Садыков внес поправку о переименовании "президента РТ" в "наместника президента РФ по РТ", что, учитывая процедуру его назначения, вполне логично. (Впрочем, первым это предложил месяц назад Туфан Миннуллин, но вчера депутат-драматург умолчал о своем праве интеллектуальной собственности на эту идею.) А поправка, внесенная Александром Штаниным, заключалась в исключении из Конституции РТ запрета на издание в Татарстане законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина.

- Ведь лишение граждан возможности непосредственно избирать своего президента - уже значительное законодательное ущемление их прав! И, наверное, далеко еще не последнее, на которое придется пойти, двигаясь этим путем, - объяснил г-н Штанин. - Так что нужно исключить этот запрет из Конституции в целях приведения ее в соответствие федеральному законодательству.

Эти радикально-демонстративные поправки, понятно, не были поддержаны. Президент остался президентом, а ущемление прав избирателей - формально неконституционным... Хотя только что поступивший на рассмотрение сессии законопроект о формировании органов местного самоуправления (МСУ) в РТ ущемляет их уже по самое "не могу".

Этот проект (реализация на местом уровне законодательной инициативы Татарстана, уже поддержанной Госдумой РФ) предполагает, что представительные органы и главы муниципальных образований, как и президент, не будут избираться прямым волеизъявлением граждан. Каждый из органов МСУ "первого уровня" (таких в республике 950 - это разнообразные поселковые Советы) просто делегирует в соответствующий "парламент" муниципального района двух человек - своего главу и еще одного представителя этого органа. Сформированный таким образом "муниципальный парламент" сам изберет из своей среды главу муниципального района. Такой же порядок избрания главы предусмотрен для городских округов.

Чем плоха (или удобна - в зависимости от точки зрения) подобная многоступенчатая выборная система? Она базируется на том, что прямое волеизъявление избирателей остается лишь на самом низовом уровне, - то есть как раз там, где избиратель максимально зависим и управляем, а итоги голосования максимально предсказуемы.

Соответственно, возможность появления хоть сколько-нибудь независимого муниципального органа и главы является практически нулевой... если только не имеется в виду независимость их от населения. И вот эти "органы местного самоуправления", столь похожие на многоступенчатую управляемую ракету, будут назначать руководителя администрации - муниципального премьер-министра.

От излишнего оптимизма по поводу появления даже таких замечательных "органов местного самоуправления" депутатов предостерегла вице-спикер Римма Ратникова. Она сообщила:

- Из бывшей ГДР после объединения Германии направлялись тысячи специалистов на обучение практике самоуправления в Западную Германию, но только единицы смогли потом работать! И если вы думаете, что у нас органы местного самоуправления сразу начнут действовать - это, увы, не получится... Тем более что у нас нет ни Западной России, ни тем более Западного Татарстана...

Насчет Западного Татарстана - это действительно жалко, что его у нас нет. Отправить туда пару тысяч наших "местных самоуправленцев" - глядишь, и жизнь бы стала налаживаться... Лишь бы обратно не вернулись.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"